Земля в Украине является ценнейшим ресурсом, поэтому сделки с ней тщательно контролируются со стороны государства. Чтобы приобрести участок в собственность, необходимо соблюсти целый ряд юридических формальностей и нюансов бюрократического характера, о которых знают только профессионалы.
Что такое выкуп земельного участка ?
В соответствии с положениями ЗК, земли на территории Украины, оформленные в коммунальную или государственную виды собственности, могут быть отчуждены третьим лицам для определенных нужд. Причем размеры приобретаемых наделов законодательством не ограничиваются. Вопрос о том, разрешить или запретить выкуп земельного участка (ЗУ), относится к компетенции региональных администраций и органов местного самоуправления.
Кто может воспользоваться правом выкупа земли ?
В круг потенциальных покупателей природного ресурса входят граждане и коммерческие структуры. Причем физические и юридические лица, желающие участвовать в сделке на стороне покупателя, должны:
- доказать факт владения объектом недвижимости на территории, которая является объектом купли-продажи;
- иметь намерение приобрести дополнительный участок (сверх норматива, предусмотренного для безвозмездной приватизации) в целях ведения личного подсобного хозяйства или занятия фермерством.
Коммерческие компании вправе претендовать на сельскохозяйственные угодья при условии, что использовать они ее будут в строгом соответствии с целевым назначением. Выкуп земельного участка в собственность физического лица для последующего занятия растениеводством возможен, только если приобретатель имущества имеет профильное образование в сфере с/х.
Процедура выкупа земельного участка
Лицо, заинтересованное в приобретении надела, должно обратиться с соответствующим заявлением в сельскую/поселковую/городскую администрацию (в зависимости от месторасположения объекта). Дополнительно потенциальный приобретатель имущества прикладывает определенный пакет документ, который следует подготовить заранее. Вопрос с отчуждением территорий органами местного самоуправления решается на конкурсной основе в течение 90 дней с момента обращения.
Необходимые документы для оформления земельного участка
Гражданам или коммерческим компаниям, заинтересованным в приобретении угодий для собственных нужд, необходимо представить в муниципалитет:
- заявление (с указанием адреса, целевого назначения, площади и прочих характеристик объекта)
- письменное разрешение на создание плана по землеотводу на участке (при необходимости)
- проект землеотвода и его согласование, подтвержденное результатами государственной экспертизы
- документ о внесении авансового платежа при покупке ЗУ
- бумага об оценочной стоимости ЗУ
- письменное согласие на отчуждение ЗУ
- подписанное соглашение о купле-продаже ЗУ
Выкуп земельного участка под объектом недвижимости подтверждается государственным актом, который выдается покупателю только после полного расчета за приобретенное имущество.
Чиновники могут отказать заявителю в совершении сделки, если:
- представлен неполный комплект документов;
- указанные сведения в представленных бумагах носят недостоверный характер;
- в отношении компании инициирована процедура банкротства; покупатель отказывается подписывать соглашение об оплате ЗУ;
- имеются императивные препятствия отчуждать ЗУ.
После устранения выявленных недочетов заинтересованное лицо вправе претендовать на приобретение угодий повторно. Представители бизнеса проявляют повышенный интерес к земельным территориям в Украине. Но далеко не всегда удается преодолеть бюрократические процедуры и получить ЗУ для осуществления предпринимательской деятельности.